Наши адреса:
пр.Строителей,62В
ул.Бабушкина,19
ул.Терешковой,40
ул.Павлова,61
Платные услуги
Приёмная
Call-центр
Горячая линия

Федеральный закон от 16 марта 2009 года N 701-IV

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

 

ЗАКОН

 

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

 

Принят

Народным Хуралом

Республики Бурятия

27 февраля 2009 года

 

Настоящий Закон определяет задачи, принципы, организационные основы и направления деятельности в области противодействия коррупции в Республике Бурятия (далее - противодействие коррупции).

Пресечение коррупционных правонарушений и привлечение виновных лиц к ответственности не является предметом регулирования настоящего Закона.

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

Для целей настоящего Закона в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон) используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Также в настоящем Законе используются следующие понятия:

1) предупреждение коррупции - деятельность, направленная на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порождающих коррупцию или способствующих ее распространению, а также выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции);

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов - деятельность по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам, разработке рекомендаций, направленных на устранение таких факторов;

3) коррупциогенный фактор - явление или совокупность явлений, которые могут способствовать проявлениям коррупции;

4) антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ и оценка мер по противодействию коррупции, осуществляемых в рамках настоящего Закона.

 

Статья 2. Задачи противодействия коррупции

 

Задачами противодействия коррупции являются:

1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению;

2) повышение риска коррупционных действий и потерь от них;

3) увеличение позитивных последствий от действий в рамках закона и во благо общественных интересов;

4) вовлечение гражданского общества в реализацию мер по противодействию коррупции;

5) формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям;

6) обеспечение четкой правовой регламентации деятельности государственных органов Республики Бурятия, их должностных лиц, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

7) повышение ответственности государственных органов Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, их должностных лиц за принимаемые ими решения;

8) совершенствование структуры государственного аппарата и оптимизация процедур исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг;

9) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Республики Бурятия.

 

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

 

В соответствии с Федеральным законом основными принципами противодействия коррупции в Республике Бурятия являются:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

 

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере противодействия коррупции

 

Правовое регулирование в сфере противодействия коррупции осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, Федерального закона, иных федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Бурятия и законов Республики Бурятия, иных нормативных правовых актов Республики Бурятия.

 

Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции

 

1. Президент Республики Бурятия обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Бурятия, а также координацию их взаимодействия с иными государственными органами Республики Бурятия, органами местного самоуправления в Республике Бурятия, общественными объединениями в сфере противодействия коррупции.

2. Народный Хурал Республики Бурятия осуществляет законодательное регулирование по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти Республики Бурятия в пределах своих полномочий.

3. Совместные действия Правительства Республики Бурятия и Народного Хурала Республики Бурятия по координации работы в сфере противодействия коррупции устанавливаются совместным правовым актом Президента Республики Бурятия и Председателя Народного Хурала Республики Бурятия.

4. Правительство Республики Бурятия устанавливает компетенцию исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия в области противодействия коррупции.

5. Государственные органы Республики Бурятия и органы местного самоуправления в Республике Бурятия вправе создавать координационные, совещательные и экспертные органы, в состав которых могут включаться представители государственных органов Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, общественных объединений, научных, образовательных учреждений и иных организаций, специализирующихся на изучении проблем коррупции.

6. Полномочия, порядок формирования и деятельности, персональный состав координационных совещательных и экспертных органов утверждаются создающими их государственными органами Республики Бурятия, органами местного самоуправления в Республике Бурятия.

 

Статья 6. Направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

 

Деятельность государственных органов Республики Бурятия по повышению эффективности противодействия коррупции осуществляется по основным направлениям, установленным Федеральным законом.

Дополнительными направлениями деятельности государственных органов Республики Бурятия по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1) разработка и реализация целевых программ противодействия коррупции;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) антикоррупционный мониторинг;

4) антикоррупционные образование и пропаганда, повышение правовой культуры населения;

5) внедрение антикоррупционных механизмов в рамках реализации законодательства о государственной гражданской службе и муниципальной службе;

6) ограничения и запреты для государственных гражданских служащих Республики Бурятия, лиц, замещающих государственные должности Республики Бурятия, муниципальных служащих, а также лиц, замещающих муниципальные должности;

7) разработка административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг);

8) оптимизация размещения государственного и муниципального заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

9) оказание государственной поддержки формирования и деятельности общественных объединений, некоммерческих организаций, создаваемых в целях противодействия коррупции;

10) обеспечение открытости информации о реализации мер по противодействию коррупции.

 

Статья 7. Программы противодействия коррупции

 

1. Республиканская целевая программа противодействия коррупции - увязанный по финансовому обеспечению, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективность противодействия коррупции.

2. Разработку и реализацию республиканской программы противодействия коррупции обеспечивает Правительство Республики Бурятия.

3. Исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия принимают ведомственные программы противодействия коррупции, предусматривающие реализацию мер по противодействию коррупции в подведомственных учреждениях.

4. Органы местного самоуправления в Республике Бурятия принимают муниципальные программы противодействия коррупции.

 

Статья 8. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов

 

1. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов имеет целью выявление и устранение в правовых актах и их проектах правовых предпосылок коррупции, то есть положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции в процессе реализации таких положений.

2. Коррупциогенными факторами, на наличие которых должны анализироваться правовые акты, проекты правовых актов при проведении антикоррупционной экспертизы, являются:

1) широта дискреционных полномочий:

а) отсутствие конкретного срока для принятия решения государственным органом Республики Бурятия, органом местного самоуправления в Республике Бурятия, лицом, замещающим государственную должность, муниципальную должность, должность государственной гражданской службы, должность муниципальной службы, с употреблением формулировок "в течение" или "не позднее";

б) условия (основания) принятия решения, если у соответствующего должностного лица есть выбор как минимум из двух вариантов решения;

в) наличие дублирующих полномочий разных государственных гражданских служащих в рамках одного государственного органа Республики Бурятия или различных государственных органов Республики Бурятия, а также ответственности нескольких государственных гражданских служащих за одно и то же решение;

2) определение компетенции по формуле "вправе", "может";

3) завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права:

а) отсутствие исчерпывающего перечня оснований для отказа в реализации права;

б) отсылка к основаниям отказа в реализации права, установленным в других правовых актах;

в) наличие субъективно-оценочных оснований отказа;

г) истребование копий или нотариально заверенных копий, если предусмотрено представление оригиналов документов;

д) отсутствие механизма письменного уведомления заявителя о продлении срока рассмотрения документов, отсутствие конечных сроков, далее которых продление срока не допускается;

е) отсутствие оснований для продления срока рассмотрения документов;

4) злоупотребление правом заявителя - предоставление заявителю права свободного выбора способа или сроков совершения действий, сопровождаемое отсутствием их четкой регламентации после вступления в административное правоотношение;

5) выборочное изменение объема прав:

а) необоснованные запреты и ограничения;

б) установление неадресных льгот и привилегий;

6) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества;

7) использование двусмысленных понятий, терминов и формулировок с неясным, неопределенным содержанием, не используемых в федеральном законодательстве и законодательстве Республики Бурятия;

8) наличие явных пробелов в установлении положений, отражающих полномочия органа исполнительной власти Республики Бурятия, органа местного самоуправления в Республике Бурятия, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения;

9) подзаконное регулирование по причине отсутствия законодательства;

10) наличие отсылочных и бланкетных норм, широкие возможности ведомственного и локального нормотворчества;

11) широта полномочий, позволяющая государственным органам Республики Бурятия, органам местного самоуправления в Республике Бурятия, лицам, замещающим государственную должность, муниципальную должность, должность государственной гражданской службы, должность муниципальной службы, действовать по их усмотрению в зависимости от обстоятельств; предусмотренная возможность принятия решения по усмотрению указанных должностных лиц при отсутствии объективных критериев;

12) отсутствие четкого порядка принятия решения (административных процедур);

13) отсутствие исчерпывающего перечня решений, которые государственный орган Республики Бурятия, орган местного самоуправления в Республике Бурятия, лицо, замещающее государственную должность, муниципальную должность, должность государственной гражданской службы, должность муниципальной службы, должен принять;

14) отсутствие конкурсных (аукционных) процедур;

15) отсутствие специализированных детализированных запретов и ограничений для должностных лиц;

16) отсутствие контроля, в том числе общественного, за действиями должностного лица;

17) отсутствие ответственности государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, соответствующей выполняемым полномочиям и установленной для служащего запретами и ограничениями;

18) закрытость правовой информации;

19) наличие коллизий (внутренних противоречий) между нормами правового акта;

20) несоблюдение требований к форме, порядку принятия, регистрации и опубликованию нормативного правового акта;

21) непринятие правового акта (бездействие);

22) наличие норм права, от которых выигрывает определенная группа лиц, ущемляются права других граждан.

3. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы закона Республики Бурятия, проекта закона Республики Бурятия принимается Советом Народного Хурала по предложению Комиссии Народного Хурала Республики Бурятия по противодействию коррупции, Президентом Республики Бурятия.

4. Порядок проведения в Народном Хурале Республики Бурятия антикоррупционной экспертизы закона Республики Бурятия, проекта закона Республики Бурятия устанавливается постановлением Совета Народного Хурала Республики Бурятия.

5. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов, проектов правовых актов Президента Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия и иных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия принимается Президентом Республики Бурятия. Антикоррупционная экспертиза, проводимая по решению Президента Республики Бурятия, осуществляется в установленном им порядке.

6. Антикоррупционная экспертиза правовых актов, проектов правовых актов Президента Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия и иных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия осуществляется уполномоченным Президентом Республики Бурятия исполнительным органом государственной власти в соответствии с методическими рекомендациями, одобряемыми Президентом Республики Бурятия.

7. Материалы антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению органами, принимающими правовые акты.

8. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и проектов правовых актов органов местного самоуправления в Республике Бурятия осуществляется данными органами в установленном ими порядке.

9. По инициативе Народного Хурала Республики Бурятия, общественных объединений, а также граждан может быть проведена общественная антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Материалы общественной антикоррупционной экспертизы носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению органами, принимающими правовые акты.

Граждане, общественные объединения вправе вносить в государственные органы Республики Бурятия предложения по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов Республики Бурятия.

 

Статья 9. Антикоррупционный мониторинг

 

1. Антикоррупционный мониторинг проводится в целях обеспечения оценки эффективности мер противодействия коррупции, выработки предложений по своевременному приведению правовых актов в соответствие с действующим законодательством, обеспечения разработки и реализации программ противодействия коррупции.

2. Антикоррупционный мониторинг проводится путем наблюдения за результатами применения мер противодействия коррупции, учета статистических и иных данных о проявлениях коррупции, а также анализа и оценки правовых актов в сфере противодействия коррупции.

3. Антикоррупционный мониторинг осуществляется государственными органами Республики Бурятия в пределах своих полномочий.

 

Статья 10. Антикоррупционные образование и пропаганда

 

1. Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования. Антикоррупционное образование направлено на решение задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации.

2. Организация антикоррупционного образования возлагается Правительством Республики Бурятия на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Бурятия в области образования и осуществляется данным органом в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.

3. Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов и грантов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитание у населения чувства гражданской ответственности, укрепление доверия к власти.

4. Организация антикоррупционной пропаганды возлагается Правительством Республики Бурятия на уполномоченный исполнительный орган государственной власти в сфере массовых коммуникаций и осуществляется данным органом в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.

 

Статья 11. Внедрение антикоррупционных механизмов в рамках реализации законодательства о государственной гражданской службе и муниципальной службе

 

В рамках реализации законодательства о государственной гражданской службе и муниципальной службе и в целях противодействия коррупции в государственных органах Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия внедряются следующие механизмы, исключающие коррупцию в системе подбора и расстановки кадров:

1) мониторинг конкурсного замещения вакантных должностей государственной гражданской службы;

2) механизмы урегулирования конфликтов интересов на государственной гражданской и муниципальной службе;

3) процедуры предотвращения и устранения нарушений правил служебного поведения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих.

 

Статья 12. Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих Республики Бурятия, лиц, замещающих государственные должности Республики Бурятия, муниципальных служащих, а также лиц, замещающих муниципальные должности

 

Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих Республики Бурятия, для лиц, замещающих государственные должности Республики Бурятия, муниципальных служащих, а также лиц, замещающих муниципальные должности, устанавливаются на основании федеральных законов законами Республики Бурятия, определяющими статус указанных лиц.

 

Статья 13. Разработка административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)

 

1. В целях обеспечения антикоррупционности административных процедур, исключения возможности возникновения коррупциогенных факторов и повышения прозрачности своей деятельности исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия разрабатываются административные регламенты исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг).

2. Административные регламенты исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) определяют сроки и последовательность действий (административные процедуры) исполнительного органа государственной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также порядок его взаимодействия с другими государственными органами и организациями при исполнении государственных функций (предоставлении государственных услуг).

3. Административные регламенты исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) разрабатываются на основе федерального законодательства и законодательства Республики Бурятия и подлежат официальному опубликованию.

 

Статья 14. Оптимизация размещения государственного и муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

 

Оптимизация размещения государственного и муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд включает в себя:

1) проведение маркетинговых исследований цен на товары (услуги, работы) по заключаемым государственным (муниципальным) контрактам;

2) содействие свободной конкуренции поставщиков (исполнителей, подрядчиков) товаров (услуг, работ).

 

Статья 15. Оказание государственной поддержки формирования и деятельности общественных объединений, некоммерческих организаций, создаваемых в целях противодействия коррупции

 

1. Государственная поддержка формирования и деятельности общественных объединений, создаваемых на территории Республики Бурятия в целях противодействия коррупции, представляет собой совокупность организационных, организационно-технических, правовых, экономических и иных мер, направленных на укрепление и развитие общественных объединений и некоммерческих организаций, имеющих и реализующих в качестве уставных целей и задач противодействие коррупции.

2. Государственная поддержка формирования и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции, регулируется федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.

 

Статья 16. Информация о реализации мер по противодействию коррупции

 

1. Правительство Республики Бурятия ежегодно представляет информацию о реализации мер по противодействию коррупции Президенту Республики Бурятия и в Народный Хурал Республики Бурятия.

2. В информацию о реализации мер по противодействию коррупции включаются данные о результатах реализации программ противодействия коррупции, выполнении иных положений настоящего Закона.

3. Информация о реализации мер по противодействию коррупции подлежит опубликованию.

 

Статья 17. Финансовое обеспечение реализации мер по противодействию коррупции

 

Финансовое обеспечение реализации мер по противодействию коррупции осуществляется за счет средств республиканского бюджета в пределах средств, предусмотренных законом Республики Бурятия о бюджете на очередной финансовый год и плановый период на реализацию республиканской целевой программы противодействия коррупции.

 

Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

 

Президент Республики Бурятия

В.В.НАГОВИЦЫН

г. Улан-Удэ

16 марта 2009 года

N 701-IV